Тамбовские писцовые книги. Часть 7

September 25, 2012 | Comments Off on Тамбовские писцовые книги. Часть 7

В первой половине прошлого века разнообразием особенно отличалась у нас Спасская торговля. Жители села Спасского в обширных размерах торговали щетиною, цена которой была по рублю пуд. Там же немалый торг был и кожами. Так, 13 января 1748 года, Переяславский купец Викулин принял в Спасске яловочных кож на 250 рублей, по 5 рублей за 100, и отправил свой товар в Серпухов, заплативши пошлины 18 рублей 75 копеек.

В северных же уездах нынешней Тамбовской губернии в старину гнали деготь и продавали его в Москву и Коломну. Сало-сырец шло из Спасского на Касимов и Вологду.

Из всех этих данных видно, что Шацко-Тамбовская промышленность выражалась в одном сырье. Крайняя скудость ее промысловой культуры удостоверяется, между прочим, тем, что в первой половине прошлого столетия во всем районе нынешнего Спасского уезда изготовляли только коневые и бараньи голицы и рогожи. Весь этот товар отправляем был на Оку и Волгу.

Вотчинное землевладение в нашем крае начинается, судя по местным архивным источникам, в начале XVI века, именно во времена великого князя Василия III, ограничиваясь почти исключительно пожалованиями татарских князей и мурз. А русское землевладение стало усиливаться у нас в первой половине XVII века при царе Михаиле Феодоровиче. Причина этого явления заключалась главным образом в том, что при первом царе из дома Романовых, имевших вотчины в нынешнем Лебедянском уезде, Тамбовские и Шацкие украйны тщательно были укреплены крепостями, острожками, засеками и земляными валами. Следовательно селиться в нашем крае стало безопаснее. Жалованные грамоты царя Михаила Феодоровича, конечно, и теперь еще сохраняются у некоторых наших землевладельцев, и в научно-исторических интересах желательно было бы, чтобы они были обнародованы.

Недавно нам пришлось разбирать одну жалованную грамоту от 1614 года. В ней говорится о том, что дворянину Крюкову за Московское осадное сидение и за многое дородство против Польских, Литовских и Русских воровских людей жалуются земли и угодья и повелевается писцам и мерщикам немедленно описать жалованную землю на память внукам и правнукам. Мы думаем, что обнародование подобных грамот с полным текстом многое объяснило бы в истории Тамбовского землевладения, долго бывшего инородческим.

Надобно заметить, что в XVII столетии крупных пожалований у нас почти не было, а равно не было и таких вотчин, которые жаловались бы вместе с крестьянами. Исключение в этом случае представляют только обширные вотчины боярина Льва Кирилловича Нарышкина, пожалованные царями Иоанном и Петром Алексеевичами.

В Шацких переписных книгах нам встречались большею частью такие выписи:

«За Федоромъ Артемьевымъ, сыномъ Веденяпинымъ, въ селе Веденяпине, дворъ помещиковъ, а въ немъ живетъ человекъ Васька Ивановъ, у него сынъ Ивашка 3-хъ летъ; а крепокъ онъ Васька по кабальному холопству и записанъ въ Кадомъ, а кабалу ту въ бунтъ воровские казаки изодрали. Да въ томъ дворе бобыльский дворъ и въ немъ Оська Акинфиевъ съ братомъ съ Лукашкою, и всего за Федоромъ Веденяпинымъ людей 4 человека.»

Подобные пожалования цари раздавали исключительно служилым людям. Так, царь Михаил Феодорович пожаловал белозерцу Москвитину многие ухожьи за московское осадное сидение Королевичева приходу. Царь Алексей Михаилович стал раздавать уже населенные места, например: братьям Постниковым, Григорию да Никите, пожаловано село Пятаково, а дворянину Тяпкину — село Панково за немалые службы. При Феодоре Алексеевиче, в числе Тамбовских вотчинников появляется знатный боярин Михаил Григорьевич Ромодановский, которому даны земли, свиные покосы и рыбные ловли, да еще боярин Салтыков — основатель известного Спасского села Салтыковых Бут. В то же время жалованы были разные угодья дворянам Мосоловым и Вышеславцевым. Не скуп был на пожалования и Петр 1-й. Только он жаловал людей действительно послуживших отечеству и при том не очень щедро, потому что великий царь всегда имел в виду прежде всего интересы отечества, а потом уже и слуг его. Воронежскому губернатору Соловому Петр 1-й дал 300 четвертей в поле, двум братьям Апушкиным по 200 четвертей в поле, да около того дано было стольникам Лихареву и Тарбееву, дворянину Башкину и знаменитому царскому любимцу Меньшикову. Впрочем, Александр Данилович Меньшиков вскоре сделался весьма крупным Тамбовским вотчинником. В 1708 году на Тамбовские окрестности Крымцы сделали обычный свой наезд и при этом из одного Меньшиковского села Ключей взято было ими в полон 3,000 человек…

Сравнительно крупные вотчины в нашем крае принадлежали монастырям и архиерейским кафедрам. Богатейшими землевладельцами были у нас следующие монастыри и церкви: Черниев Николаевский (ему принадлежало село Чернеево), Сергиевская пустынь (— село Пролом), Московский Благовещенский собор (— село Нармушеди), Новоспасский монастырь (— села Увез и Спасское), Страстной монастырь (— село Голенищево), Воскресенский монастырь (— село Андреянова пустынь), Спасо-Евфимиев Суздальский монастырь (— село Баклуши), Богословский монастырь (— село Соколово), Солотчинский монастырь (— село Пичаево) и Борисоглебский монастырь (— село Измайлов поселок).

Впрочем, были у нас и чрезвычайно бедные монастыри, например: Конобеевский женский и Казанский мужской, находившийся во 100 верстах от Тамбова на реке Вороне. Первый содержался на счет Нарышкиных, а второй скудно кормился 20 десятинами жалованной земли. Бедность обоих монастырей выражалась, между прочим, в том, что кельи в них топились по черному.

В 30-х годах прошлого столетия количество крупных землевладельцев в нашем крае значительно увеличилось. В это время водворились у нас Пашковы, Сухотины и Лобановы-Ростовские. Императрица Елизавета Петровна щедро наделила Шацкими вотчинами графа Кирилла Разумовского, главное имение которого было в селе Тарадеях,— Бобрищева-Пушкина, Фролова-Багреева, Олсуфьева и лейб-компанца Татаринова, основавшего свою резиденцию в селе Студенце.

Тем не менее в первой половине прошлого века у нас было еще множество свободной и никем не занятой земли. Поэтому жители разного звания и разных национальностей свободно селились на наших диких полях и в лесных трущобах. И было в наших захолустьях такое приволье, что охотно шли к нам Башкиры, Калмыки, Поляки, Евреи и Малоруссы. Все они с течением времени подчинились преобладающему влиянию великорусского племени и край наш теперь, несмотря на разнообразный этнографический состав, почти исключительно русский. Следовательно, национально-русская сила Шацко-Тамбовской украйны весьма солидная, если она сумела в короткое время свести свои счеты с инородцами.

В первой половине прошлого столетия у нас был особый класс безземельных крестьян. Это так называемые майданники. В 1649 году в нынешнем Спасском уезде было 9 майданов с населением в 2860 душ мужского пола. «И те наши майданы,— жаловались безземельные крестьяне,— в лесах на росчистях сидят, а пашенной крепостной земли, сенных покосов, лесов, рыбных ловель и прочих угодий ничего при тех майданах не имеется и ни откуда не отведено и во владение не укреплено, и хотя небольшое число земли и есть и ту расчистили сами майданники, вырубая лес на поташное дело. И от того хлеб и сено покупаем мы за немалые деньги».

В царствование императрицы Екатерины II-й майданники, бывшие под командою Починковской поташной конторы, устранены от своего специального дела и таким образом остались не при чем. Уже в семидесятых годах прошлого столетия они были сравнены с государственными крестьянами по землевладению.

Самые щедрые пожалования земель и крестьян в Тамбовской губернии начались при Екатерине II-й и Павле I-м. Одному князю Потемкину дано было у нас 150,000 десятин земли с селом Унксовым и с того времени Тамбовский край стал по преимуществу дворянским краем и притом таким, в котором водворились знаменитейшие русские фамилии: Салтыковы, Нарышкины, Чевкины, Долгоруковы, Волконские, Колычевы, Аничковы, Воронцовы, Воейковы, Огаревы, Жеребцовы, Протасьевы, Гагарины, Вяземские, Голицыны, Кологривовы, Архаровы, Урусовы, Толстые, Ермоловы, Волковы, Измайловы, Шуваловы и другие.

Край наш вступил таким образом в новую эпоху своего существования. На его тучных равнинах поселились люди богатые, властные, более или менее образованные, и от них-то ждет наша скромная родина просветительной общественной инициативы, в особенности в деле народного просвещения, в этом величайшем и благороднейшем человеческом деле…

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind