Нравственно-бытовые черты Тамбовского края. Часть 5

October 10, 2012 | Comments Off on Нравственно-бытовые черты Тамбовского края. Часть 5

Первое дворянское собрание в городе Тамбове состоялось 3 сентября 1788 года. В общем своем собрании Тамбовское дворянство прежде всего стало рассматривать доказательства на дворянское достоинство от дворян и от князей и мурз Татарского происхождения.

После поверки доказательств в Тамбовском наместничестве оказалось 330 несомненных дворянских фамилий. А лиц, претендовавших на дворянское достоинство и не имевших возможности документами доказать его, насчитывали до 3000.

Самые древние наши дворянские фамилии оказались в Темниковском и Елатомском уездах. Почти все они Татарского происхождения. Древнейшие жалованные грамоты Тамбовских дворян восходят, как это указано выше, ко временам великого князя Василия III-го, от которого сохранилась следующая грамота: «се язъ князь великий всея Руси пожаловалъ есми Микитку Васильева Мордвою въ кормление и вы, все люди тое Мордвы чтите его и слушайте, а онъ васъ ведаетъ и ходитъ по старой пошлине, какъ было пережъ сего».

Но большинство коренных Тамбовских дворян жаловано дворянством и поместьями, пашнями, свиными покосами, бортными ухожьями, рыбными ловлями и всякими угодьями, крестьянами, бобылями и вотчинами — при царе Василии Ивановиче Шуйском и при царях Иоанне и Петре Алексеевичах. Вот например одна жалованная грамота царя Шуйского на имя мурзы Барашова, предъявленная в доказательство дворянства его потомками:

«Служилъ ты намъ подъ Тулою и взяли тебя въ полонъ и приветчи на Тулу били кнутомъ и медведемъ травили и на башню взводили и въ тюрьму сажали, и голодъ и нужу всякую терпелъ, и съ Тулы пришелъ къ намъ съ вестьми. И мы, великий государь царь и великий князь Василий Ивановичъ всея России, велели есмы дати тебе жалованную грамоту на княженье.»

А вот извлечение из грамоты царя Алексея Михайловича, имевшее ту же цель:

«Мурзе князь Булаеву, ногаю Айкину да Артуганову — жалованье на дикое поле по 10 четьи въ поле, а въ дву потому жъ. А чтобъ межъ ими впредь о той земле спору не было, первый рубежъ отъ речки Виндреи на большую кудрявую березу, а отъ той березы прямо на березу жъ, что подле тальника, а от тое березы скрозь тальника на виловатую березу и до орлова гнезда.»

В царствование Иоанна и Петра Алексеевичей пожалования производились большею частью вследствие частых и усиленных домогательств просителей. «Въ службу великихъ государей мы поспели,— просили служилые люди,— а поместными окладами не верстаны».

«Нашихъ женъ и детей посекли,— писали другие,— и въ полонъ побрали и домы наши въ конецъ разорили».

Таковых просителей жаловали крестьянами, мотивируя это в следующих выражениях: «противъ злодеевъ нашихъ те челобитчики стояли крепко и многое дородство и храбрость и кровопролитие показали, голодъ и наготу и нужду всякую осадную терпели, а на измену не покусилися».

Покончивши с этими и подобными доказательствами дворянства, Тамбовское дворянское собрание 1788 года порешило на разные нужды дворянства собирать по 10 копеек с ревизской души. Из этих и иных сборов составился первоначальный дворянский капитал, из которого и разрешено было выдавать местным дворянам ссуды под залог.

Немедленно явились многочисленные искатели этих ссуд и в самое короткое время роздано было Тамбовским дворянам несколько тысяч рублей. Но исправных должников, кроме одной бедной помещицы, не оказалось: все просрочили платежом, даже сам губернский предводитель Панов не платил 300 рублей *). Впрочем, на это обращено было должное внимание. По приказанию ревизовавших в конце прошлого столетия Тамбовскую губернию сенаторов Трощинского и князя Щербатова, употреблены были самые энергические меры для возвращения выданных в ссуду дворянских сумм.

С начала XIX столетия характер деятельности Тамбовского дворянства изменяется к лучшему. В 1801 году наше дворянство открывает на свои средства училищный корпус. В 1806 году оно делает в пользу государства разные значительные пожертвования деньгами (по 2 рубля с ревизской души) и вещами. Так как в то время помещичьих крестьян было у нас 250 тысяч, то в государственном казначействе непредвиденного приходу оказалось 500,000 рублей. Впоследствии разные добровольные пожертвования Тамбовского дворянства все увеличивались и увеличивались и достигли наконец громадной суммы шести миллионов. В 1812 году местное дворянство бесплатно поставило в армию три тысячи волов и сформировало пехотный полк. В то же время Тамбовский помещик известный Н.П. Архаров выставил на свой счет 500 конных ратников с провиантом на три месяца, а другой Тамбовский дворянин Лион пожертвовал на нужды армии 200 половинок армейского сукна. Позднее Тамбовские дворяне содействовали учреждению местного женского института и развитию губернской гимназии. Наконец в 1870 году один местный землевладелец, имя которого известно теперь всей России, употребил громадную сумму, до 500,000 рублей, на основание Тамбовского учительского института и таким образом совершил подвиг христианской любви по отношению к тому самому народу, трудами которого прежние дворяне пользовались даром…

*) После Панова Тамб. губернские предводители дворянства до 20-х годов настоящего столетия следовали в таком порядке: полковник Лотарев, секунд-майор Жуков, VIII класса Мартынов, генерал-лейтенант Баратынский, Сабуров, Чубаров, Ознобишин, генерал-майор Глазов и Чарыков.

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind