В 1666 году в Шацко-Тамбовском крае производилась писцовая перепись. При этом относительно Троицкого монастыря стольник Иван большой Хитрово и дьяк Гаврил Свешников написали так:

«В Троицкой деревне Городищи живут новокрещены и нововыходцы, а по допросу они сказались: бывали де они наперед сего Мордва и крестились от монастыря в православную веру в 1653 году.»

Городищенских новокрещенских дворов в 1666 году было 10 с населением около 100 душ.

В истории развития местной монастырской жизни выдающееся положение занимает второй Тамбовский епископ Питирим. В конце XVII столетия, когда у нас святительствовал Питирим, Тамбовская епархия отличалась крайнею церковною бедностью и служебной неопытностью причтов. Тогда сам епископ терпеливо учил четью и петью невегласов. Он же основал Трегуляевский и Вознесенский монастыри на свои келейные деньги и питал монахов и монахинь от себя. По обстоятельствам, преосвященный Питирим обратил особенное свое внимание на Николаевский Черниев монастырь, бывший в нашем крае несомненно самым замечательным в религиозно-нравственном отношении.

Черниев мужской монастырь, основанный старцем Матфеем в XVI столетии, был в сущности казачьим монастырем. Сюда шла замаливать свои немалые грехи голутвенная казацкая вольница, буйная и непокорливая; сюда же несли свои достатки разбогатевшие на разных промыслах удальцы синего Дона… Ближайшей судебно-административной инстанцией для игумена и старцев Черниевой Матвеевой пустыни был Черкасский казачий круг с атаманом во главе и уже через них наш древний монастырь входил в сношения с Московским правительством.

В смутную Разинскую эпоху Черниева пустынь горячо примкнула к сторонникам законного правительства и доказала это между прочим своими пожертвованиями. В 1670 году скромная и небогатая наша обитель израсходовала на царских ратных людей 980 рублей — почти весь свой капитал…

Исключительное положение Черниева монастыря вызывало против него усиленную вражду Шацких воевод и приказных людей и это обстоятельство отзывалось на монастырской жизни крайне тяжело, что видно из следующей казацкой отписки:

«Шацкие служилые люди берутъ съ нашихъ монастырскихъ вотчинъ полоняничныя и ямския деньги и стрелецкий хлебъ вдвое и втрое сверхъ царскаго указу и посылаютъ многихъ людей, а они емлютъ многия взятки и темъ монастырскимъ людямъ чинятъ великое утеснение и тюремное сидение».

Случалось, что и Донские покровители мучили Черниевских монахов смертным боем и ссылкой. «И те казаки, забывъ страхъ Божий,— жаловался царям Иоанну и Петру в 1685 году Черниевский игумен Моисей,— озорничали и напився пьяни старцевъ били плетьми и ослопами безвинно и въ смиренье сажали, а крестьянъ монастырскихъ съ женами и детьми увозили на Хоперъ, на Донъ и на Медведицу и про то ведаютъ старосты и выборные крестьяне. Да те жъ казаки въ кельяхъ из пищалей стреляли и въ гудки играли и въ ложки били и служилыхъ царскихъ людей поленьями били и монастырь запирали».

В 1686 году наступила новая и лучшая эпоха для Черниева монастыря. Он был приписан к Тамбову на пропитанье преосвященному Питириму со всем его причтом вечно. С этого времени исчезла казацкая опека и в Шацком крае началось более правильное и энергическое подчинение Мордовско-Мещерских инородцев господствующей русской расе…

Епископ Питирим был старательным и сведущим хозяином. Поэтому прежде всего он привел в известность монастырское имущество, оказавшееся довольно значительным. У Черниева монастыря в конце XVII столетия было 638 крестьянских дворов, земли 744 чети в поле и сенных покосов на 2540 копен, да лес черный со всякими угодьи, и с раменьи, и с перевесьи, и с Орловыми гнездами, и с бобровыми гонами и с лосиными стойлами…

Чтобы укрепить за Тамбовской кафедрой Чернеевские вотчины, преосвященный Питирим в 1686 году писал царям Иоанну и Петру несколько челобитных. Приведем здесь одну из них.

«Великимъ государямъ царямъ и великимъ князьямъ Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу всея великия и малыя и белыя России самодержцамъ бьетъ челомъ богомолецъ вашъ Питиримъ, епископъ Тамбовский и Козловский. Въ прошломъ, государи, въ 1616 году далъ вкладу въ приписной мой Николаевский монастырь Матвей Колмаковъ вотчину свою на Хопре, а ныне, государи, Беляева городка казаки моей вотчиной владеютъ напрасно своимъ своевольствомъ. Милосердые государи! Велите казакамъ отъ всехъ моихъ угодий отказать и о томъ дать свою великихъ государей грамату. Велите государи, смилуйтесь, пожалуйте!»

Ходатайство епископа Питирима встретило в Москве обычные препятствия, известные под именем Московской волокиты. Но опытный и энергичный домостроитель Тамбовской кафедры твердо стоял на своем. Он отправил в Москву своего секретаря Ивана Зырина с самыми строгими инструкциями и в то же время писал царям новые челобитные. «Великие государи!— жаловался он,— казаки въ вотчинахъ моихъ звери всякие бьютъ и вынимаютъ и лесъ рубятъ и рыбу ловятъ и пчелы дерутъ»…

Наконец Питиримово ходатайство было уважено и поместный приказ с боярином Петром Васильевым Шереметевым во главе отписал Тамбовской кафедре все вотчины по вкладной Матвея Колмака. С этого времени наш Черниев монастырь вышел из под опеки Донского казачества и стал епархиальной собственностью. Таким образом экономическое благосостояние новооткрытой кафедры было упрочено. Наступила сравнительно цветущая эпоха местной монастырской жизни. Открыты были новые обители, например Вознесенская и Трегуляевская. В Козловском монастыре, на епархиальные средства, стали возводить каменный собор, в городе Тамбове приступили к постройке и теперь существующего соборного епархиального храма…

28 июля 1698 года Питирим скончался. Преемник его Игнатий выбыл из Тамбова на следующий год. Вмести с тем нашу епархию закрыли и наступили скудные и нравственно-тяжкие времена для всей Тамбовской церкви. В крае началась усиленная сектантская пропаганда, которая ниоткуда не встречала себе отпора… XVІІІ-й так называемый философский век, и у нас выразившийся отрицательными своими сторонами, только помогал печальному делу.

По смерти преосвященного Питирима монастырское оскудение по известным причинам началось сразу. В 1701 году в нашем знаменитом Черниевом монастыре всех монахов было только 28 человек. На церковные потребы монастырский приказ давал им 22 рубля в год, монахам по 2 рубля на человека, да им же хлеба по 5 четвертей каждому, соли по 2 пуда, масла конопляного по ведру и дров по одной сажени. Все это поступало в монастырь из доходов села Чернеева,— монастырской вотчины. А Козловский Ильинский женский монастырь впал в совершенное нищенство. Вотчин и оброчных статей он не имел. В табелях монастырского приказа записан не был. И только город Козлов отчасти помогал ему из кабацких сборов.

В 1758 году Тамбовская епархия была восстановлена. В Тамбов прибыл епископ Пахомий, далеко не отличавшийся нравственными совершенствами своего знаменитого предместника. Скоро последовало известное распоряжение об отобрании церковных имуществ, причем епископ Пахомий явился самым угодливым исполнителем Петербургских приказов… Тогда почти все наши монастыри были закрыты, а которые уцелели, те влачили самую нищенскую жизнь. Местная народная жизнь очутилась в распоряжении бюрократов старинной школы и душевладельцев. Было ли хорошо от этого всему нашему краю — поймет всякий.

В следующей главе мы обращаем внимание читателей на то печальное состояние, в каком край наш находился в первой половине прошлого века.

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind