Постепенное развитие народного просвещения в Тамбовском крае. Часть 5

November 5, 2012 | Comments Off on Постепенное развитие народного просвещения в Тамбовском крае. Часть 5

Образовательные средства г. Тамбова еще немного усилились в 1802 году. Местные дворяне, в память подтверждения Императором Александром I-м дворянской жалованной грамоты, постановили основать в г. Тамбове дворянский училищный корпус, преимущественно для детей бедных дворян, из которых лучшие ученики могли без экзамена поступать в кадетские корпуса и университеты. Дворянский комитет, которому поручено было основание нового училища, решил учредить для обучения учеников языкам 3 класса: российский, французский и немецкий и прочим наукам 3 же класса: рисовальный с гражданской архитектурой, географический обще с историей, математический обще с физикой. Кроме того в учебную программу дворянского училища входил закон Божий.

Порешив вопрос об учебной программе, дворянский комитет, перешел к вопросу о вознаграждении педагогического состава. Учитель российского языка должен был получать в год 200 рублей, если, как оговаривались на этот раз экономные представители дворянства,— нельзя приискать учителя за меньшую цену. Учителю немецкого языка назначили 400 рублей, столько же учителю истории, а французскому учителю и учителю математики по 500 рублей.

Затем комитет занялся самым трудным в то время делом, именно приискиванием учителей посредством начальников разных учебных заведений в Москве и Петербурге. Особенное содействие комитету в этом случае оказал инспектор всей артиллерии А.И. Корсаков, который деятельно разыскивал учителей математики по всем артиллерийским ротам и командам. Поиски его очень скоро увенчались успехом. Учитель математики нашелся в 5-й артиллерийской роте. Это был поручик Федоренко.

Поручик Федоренко, переведенный в Тамбовское дворянское училище в чине штабс-капитана пользовался в своей роте репутацией весьма серьезного и храброго офицера. Он участвовал в Суворовском штурме Праги и в знаменитом Итальянском походе, причем был тяжело ранен. Это-то обстоятельство и заставило его искать более мирного житейского поприща, Об остальных членах первоначальной педагогической корпорации дворянского училищного корпуса сохранились еще более скудные сведения. Училищным инспектором был назначен капитан Веденяпин. Он же временно, до прибытия в Тамбов прапорщика де-ля-Круа, преподавал французский язык. Помощником инспектора был учитель истории поручик Ишутин. Учителем русского языка был определен коллежский протоколист Пальмов, а немецкого — лифляндский дворянин фон Фрейвальд. Кроме того в педагогическом составе училища находились следующие лица: законоучитель священник Яков Богданов, доктор Гирш и танцмейстер прапорщик Иванов.

Ученики Тамбовского училищного корпуса были разделены на 3 группы. Самые бедные учились бесплатно, приходящие ученики за право учения платили в год по 50 рублей, а пансионеры платили за все по 150 рублей. Самых бедных учеников доставлено было в училище из каждого уезда губернии по одному отроку.

Училищный корпус был открыт 22 июня 1802 года и просуществовал около 30 лет.

К сожалению мы должны сказать, что Тамбовский корпус сначала и до конца своего существования весьма слабо содействовал развитию просвещения в Тамбовском крае. Учеников в этом корпусе всегда было мало, так что первый выпуск его состоял только из 10 человек, и притом образование получалось в нем крайне неудовлетворительное, как вследствие общих бытовых условий описываемого времени, так в особенности — вследствие привилегированности заведения.

Порядочных танцоров из нашего корпуса выходило немало, но толковых и знающих науку — почти не было. Об учебной неудовлетворительности наших корпусных воспитанников можно судить по следующему письму Кирсановского дворянина Платцова к местному предводителю: «25 июня 1813 года,— писал Платцов,— изъ дворянскаго корпуса явился ко мне мой пансионеръ Епихинъ, въ подобие тощихъ класовъ или телокъ, виденных Фараономъ въ сновидении, при томъ и во гноище, представляя подобие Иова многострадальнаго, и не приобревшаго ничего въ наукахъ, но даже забывшаго все то, чему онъ наученъ былъ дома». Неудовлетворительность корпусного воспитания и обучения зависела между прочим от недостатка материальных средств. Многие местные дворяне при открытии училища сгоряча подмахнули значительные подписные суммы, например генерал Н.П. Архаров 2 тысячи. А платили только немногие и понемногу, так что фиктивная подписная сумма значительно превышала действительные средства Тамбовского училищного корпуса. От этого служившие в корпусе неаккуратно получали жалованье, учеников содержали крайне дурно и училищное здание было в полном расстройстве.

Вот все образовательные средства, которыми владел Тамбовский край во второй половине XVIII и в начале XIX столетия. Правда, в 1820 году у нас появилось было 2 домашние учительницы: Филиппо и Белокопытова. Но Казанский университет, ревнуя о народном просвещении и действуя в духе известного Магницкого, решился изгнать их из Тамбова. Филиппо действительно была изгнана, а Белокопытова сумела удержаться на месте. Как бывшая воспитанница Московского Екатерининского института, она весьма храбро защищала свои права перед начальством. Вот что писала она Тамбовской полиции: «чтобы не вздумали воспретить мне воспитание детей, единственный способъ моего пропитания, съ нынешней почтой препровождаю просьбу къ вдовствующей Императрице по праву всякой воспитанницы института и позволение Императрицы относиться къ ней во всякой личной обиде». Неудивительно после этого, если огромное большинство Тамбовских деятелей описываемого времени, дворян и чиновников, оказывалось слишком неудовлетворительным в умственном и нравственном отношениях. *) Вот несколько примеров.

В 1818 году стряпчий Фролов писал другому стряпчему Жданову такое письмо: «алтынникъ и пакостникъ! покорно прошу донести начальству о притесненияхъ, претерпеваемыхъ канцеляристомъ Туминымъ. За симъ съ особеннымъ почтениемъ къ вамъ пребуду».

Года за три перед тем Спасский землемер Вальцов отличался в другом роде. Ему поручено было межевать землю в Спасском уезде, а он отказался от этого на том основании, что в науке не обучен и с землемерными инструментами не знаком.

*) Примечание. В 1791 году в одном Кирсановском уезде неграмотных молодых дворян было 30 человек. Поэтому Кирсановский предводитель Тишенинов задумал было основать детское училище. Мысль его отвергли.

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind