Не успели наши Тамбовцы успокоиться от октябрьского похода, как набеги Азовских и Нагайских татар снова вызвали их к походной жизни и к бражным тревогам. «В нынешнем во 145 году,— писал к государю царю, и великому князю Михаилу Федоровичу всея Русии из Нового города Тамбова стольник и воевода Роман Бабарыкин,— Ноября в 7 день посылал я от себя в поход за татары голов Елисея Акинина, да Федора Чарыкова, да с ними сына боярского Богданова, да белозерцов, шатцких помещиков, атаманов и казаков, и Танбовских сторожевых и полковых казаков; и Божиею милостию, а твоим государевым счастьем, головы с ратными людьми татар побили и языков поимали; а сколько они человек на том бою татар побили и языков поимали и в Тамбов город привели и о том послано к тебе, великому государю, к Москве с головами с Елисеем Акининым да с Федором Чарыковым; а что мне, холопу твоему языки большой ногай Боишко Молеев с товарищи в разспросе сказали, и я, холоп твой, тем языком имена их и разспросныя речи послал к тебе государю с сею отпиской вместе».

Стольник Бабарыкин, очевидно, любил выставлять на вид своих подчиненных. Поэтому в вышеуказанной отписке он особо рекомендует царю главных деятелей Ноябрьского похода.

«Пришед, государь, из походу,— пишет он,— головы и все ратные люди мне, холопу твоему, сказали про Тимофея Бешеного, да про Григорья Пашинина, да про донских атаманов, которые ныне написались в Танбове городе в казаки: про Ивашку Коломну, да про Трафимка Мещеряка, да Тонбовскаго уезду Верхоценские волости про крестьян про Герасимка Бойкина, да про Кондрашка Безсонова, да про мордву про Виряска да про Губоря неверовых, да про Ильяска Кирдяпина; и были те служилые люди в походе, и служили тебе, государю, и их, государь, службой и раденьем и промыслом татар они дошли и побили и языки поимали; а как, государь, языков татар в Тонбов город привели, и в те поры, государь, были в Тонбове городе из Иванова полку Биркина Резанцы дети боярские и Тонбовскаго и Шатцкаго уезду разных сел и деревень крестьяне и мордва и все твоей государской милости и обороне обрадовались, и тех многих языков татар узнали; а мне, холопу твоему, сказали: те де татаровя наперед сего по вся годы на Верхоценскую волость и по вотчинам и на Шатцкие и на Ряские и на все Резанские места войной с большими и с малыми людьми приходили и многих людей побивали и в полон имали, и они де у них в полону многожды бывали и с дороги и из лесов у них уходили и из Озова окупались».

Царь Михаил Федорович чрезвычайно обрадовался удачной обороне любимого им юго-восточного края и щедро одарил победителей. Голова Елисей Окинин был пожалован семью рублями и поместной дачей в 50 четей и головным жалованием. Другим служивым людям тоже даны были всякие дачи: поместья, язычные и головные.

Возвращаемся к нашей Тамбовской летописи.

«Во 152 году, при Самуиле Ивановиче Бискине, приходили воинские люди под Тамбов и побрали служилых людей человек с двадцать. И послан в поход за ними голова Иоанн Кородыкин, а с ним послано 500 человек и дошли их на степе и ничего им татаром наши служивые люди не учинили, только наших 30 человек порубили, а иных в полон взяли месяца апреля в 23 день.

Во 163 году была Божиим попущением, приходила саранча и ела хлеб яровой.

Во 156 г. (1648), по указу Великаго Государя Царя и и Великаго Князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, в 1-ое лето благочестивыя Державы Его, прислан в Тамбов Князь Иоанн Иоаннович Ромадоновский для великого строения, и того лета построен Земленой вал от реки Цны, против устья речки Тамбова, и от села Кузминой гати степью до реке Челновой на 20 верстах около градских и уездных поль от дикия страны; а строен тот вал седмию городами.

Того-ж году на Татарских Сакмах по конец того Земленаго валу на реке Челновой на Лысой горе построен вновь городок Красной и жители построены слободами, отделя от семей Тамбовских служилых людей 250 человек.

На переведены из Шатцкаго города Беломестныя Атаманы и казаки 100 человек и поселены слободой к тому-ж Лысогорскому красному городку и по их челобитью построен им особый городок.

Во 163 году, по указу Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексия Михаиловича, всея великия и малыя и белыя России Самодержца, по общему совету, в духовном чину со отцем его и богомольцем Никоном, Патриархом Московским и всея России. Ревнуя апостольскому, трудно-подвижному, по вселенной учению, к познанию Богословия, да быша вси во единословие пристроити, послан в Тамбовския села, в новопросвещенный Мордовский народ Мисаил Архиепископ Рязанский и Муромский, дабы учением его к Богопознанию привести, обвеселяя их Царскою милостию и жалованною дачею святым крещением просветити. А суровейших и уперших, претя их казию, приобщити. И в Тамбове граде, и в селех Тамбовских, и в деревнях, учением Его Архиепископским прихождаху к церквам, от священическаго чину восприяли святое крещение, и до днесь в том благочестии живяху.

А в Шацких пределех, села Березова, в деревне Алгамазове, сатанинскою прелестию обыкновен в застарелой вере своей мордовской, мордвин, прозванием Горечишка, и не хотя восприяти православныя христианския веры и святым крещением просвещён быти, и приобща к себе свою братию Мордву, в приход к ним преосвященнаго Архиепископа Мисаила, вооружась стали против и навождением сатанинским устрелен из лука от них суперников Божиих вернейший служитель, Архиепископ Мисаил, и от того и кончину приять, душу свою в руце Божии предаде.

Во 164 г. при воеводе при Иоанне Михайловиче сыне Короваеве был приход воинских Азовцев; прокопав вал, они под Тамбовом на полях многую шкоту народу Российскому сотвориша, в плен мужеска и женска полу многочисленно побраша и во своя отведоша.

Во 167 г. приходили под Тамбов, и в Тамбовския села многим собранием воинские люди Крымские Татарове и под Тамбовом и в селех Российскаго народу в плен многих побрали, и под Тамбовом на бою побито 90 человек, а приход им был под Тамбов того лета дважды.

Во 172 г. ехал из Астрахани митрополит Иосиф чрез Тамбов.

Во 175 г. построен Казанский монастырь выше города Тамбова на Цне реке, а строил тот монастырь старец Иосиф.

Во 176 г. было знамение в солнце, темнота была на долг час.

Во 179 г. Божиим попущением положил препону великую граду Тамбову вор и изменник Стенька Разин, приходили от него воровские казаки от града Шатцкаго, и обступили град, месяца ноембрия в 9-й день, и стояли около града до месяца февраля, и в то число пало трупов служилых людей и их казаков и изменников многое число.

Во 180 г., по указу Великаго Государя, между патриаршества, поставлен в Тамбов протопоп Тимофей Петров. Во 190 г., марта в 25 день, поставлен в Тамбов преосвященный Леонтий епископ. А в Тамбов приехал во 191 году ноебря в 24-м числе и бысть на своем престоле год и седьм месяцев и десять дней, понеже, за общее наше согрешение, попустил Бог ратовати диаволу на христианский род; ненавидяй всякаго добра, начать бить челом Святейшему Иоакиму патриарху, Козлова города Тройцкого монастыря архимандрит Дорофей с братиею, священический чин, и многие жители города Козлова и по указу Святейшаго патриарха и по их челобитью, велено сыскать про него епископа, с Костромы Ипатского монастыря игумену Тимофею, и они были и сыскивали про него епископа, и по сыске велено ему епископу быть в Москве, а поехал из Тамбова во 192 г. иулия в 1-м числе. И с того числа не бысть в Тамбове; а строение его в Соборной церкви колокол в 50 пуд.

Во 194 г., февраля в 15-й день, поставлен в Тамбове преосвященный Питирим епископ Тамбовский, а приехал в Тамбов во 195 г. в марте месяце, и жил в Тамбове 13 лет, 10 месяцев и 27 дней, 12 часов, и иулия в 28 день душу предаде в руце Божии.

Во 198 г. была в Тамбове и на Тамбовских полях саранча и яровой хлеб ила многое число.

В 203 г., декабря в 6-й день, на память иже во святых отца нашего Николая Архиепископа Мирликийскаго чудотворца: бысть преестественное чудо и страшное, ужасное знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанския, бысть-же сице: Егда бысть всенощное бдение соборныя церкви в приделе во имя Чудотворца Николая, устроеннаго на верху соборные церкви, и в начале шестопсалмия явившася от иконы Богоматере, яже стояше на левой стороне подле царских врат, от очию ея слезы каплющи и текущии до пелены, яже под тою святою иконою, и не яко вода померзает, бе бо мраз, но текущии на той пелене аки в губу сокрывашеся, и та мокрота на пелене пребысть, дондеже изше и сице бысть до словословия того же утренняго пения.

Сие же чудо стояще видеша Царскаго Синклита стольник и воевода Иоанн Иоаннович Леоньтьев с супругою своею и тоя соборныя церкве протопресвитер Сергий и священницы и дому архиерейскаго казначей, и от простых народов не мало.

В 207 г. поставлен в Тамбов преосвященный Игнатий епископ, ноембрия 21-е, а приехал в Тамбов город маия 27 числа.

1700 г. июля в 5-ое прейде от жития сего Преображенский протопресвитер Сергий и судия духовных дел, по исходе 6 часа дня.

Того же году, месяца Августа в 23-е по указу Великаго Государя взят из Тамбова Игнатий епископ Тамбовский. А жития его

1705 г. Божиею волею грех наших ради родилася от земли малая саранча, яже именуема пруза и гусеница и съедоша на градских Тамбовских и уездных полях всякий яровой хлеб.

1708 г. марта в… день при бытности господина полковника князя Григория Ивановича Волконскаго, а в товарищах при нем князя Григорья Ивановича, был в Тамбове воеводой стольник Василий Васильевич Данилов, Божиим попущением, положил препону городу Тамбову вор и изменник, Кондрашка Булавин с своими единомышленники, а от него вора Булавина были посланы с реки Хопра воровские казаки, и, приехав ко дворцу Государеву, что за Кузминою гатью, и государевых лошадей побрали они воровские казаки многое число, да от них же казаков шкота учинися великая в селех и деревнях, а градские люди были в осаде в то время от них воровских казаков, сидели болии десятих дней. Тогож году, по Его Великаго Государя указу, был прислан в город Тамбов полковник Ефим Андреевич Гульц для оберегания с полком своим драгунским и стоял около Тамбова болии двух месяцев.

И грех ради наших в том же годе были у нас воровские калмыки Тамбовскаго уезду на новоселенные села и деревни, и в вольных крепостях побрали в плен из тех сел и деревень мужска полу и женскаго, и от малых ребят и от всякаго скота, а иных многих и смерти предаваша, а иных за реку Волгу отведоша, и велию шкоту роду христианскому учиниша».

На этом месте рукопись, к сожалению, обрывается. Была ли она впоследствии продолжена — неизвестно. Всего вероятнее — ее не продолжали, так как после 1708 года город Тамбов со всем местным краем, по бытовым условиям, до возобновления в 1758 году Тамбовской епископской кафедры, не представлял удобной почвы для какой-либо литературной деятельности. Поэтому то, что в нашей летописи не договорено, это мы постараемся отчасти восполнить по вышеуказанным Московским материалам.

Назад | Оглавление | Далее



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind