Тамбовское музыкальное училище имени С.В. Рахманинова

Тамбовское музыкальное училище имени С.В. Рахманинова

Попалась старая, ещё в советское время выпущенная подборка статей о композиторах, имевших отношение к Тамбовщине. На статьях имеется идеологический штамп, привычный для того времени, но, в целом, познавательно. Ниже — первый материал из серии.

Творческая деятельность композиторов Тамбовского края своими корнями уходит в XVIII век. В период губернаторства в Тамбове Г.Р. Державина по его заказу руководитель хора и певческого класса Л.С. Журавченко (в прошлом певец придворной певческой капеллы) сочинил в 1786 г. музыку к торжественному «Прологу на открытие в Тамбове театра и училища». Одновременно с ним у Державина работал приглашенный из Петрозаводска капельмейстер И.И. Аверьянов, делавший переложения для созданного им городского оркестра.

По предположению советского музыковеда Б. Доброхотова, в 1787—1788 гг. в державинском театре вел творческую деятельность выдающийся русский композитор Е.И. Фомин (1761—1800), написавший тогда оперу «Ямщики на подставе» к предполагавшемуся приезду Екатерины II в Тамбов. Хотя опера не была поставлена, ее либретто было напечатано в Тамбовской типографии.

Названные музыканты и являются одними из первых композиторов Тамбовского края.

XIX век связал с тамбовской землей всемирно известные имена: А.Н. Верстовского, П.И. Чайковского, А.Д. Кастальского, С.В. Рахманинова.

Примечательна для Тамбовщины личность А.А. Рахманинова (1808—1881), деда С.В. Рахманинова. Композитор, пианист, собиратель народных песен, он родился и жил в родовом имении Знаменском Козловского уезда. Музыкант стал наставником в композиторских опытах своего земляка и соседа Ю.Н. Голицина (1823—1872), создателя хора крепостных крестьян, первого концертировавшего певческого коллектива России.

Ю.Н. Голицину, как композитору, принадлежат две фантазии для симфонического оркестра, хоровые сочинения, в их числе две мессы, пьесы для фортепиано и духовых инструментов, около 30 романсов на стихи А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.К. Толстого. В ряде сочинений Голицина проявились его симпатии к борцам за свободу народа: таковы вальс «Герцен», кадриль «Огарев», фантазия «Освобождение».

Во второй половине XIX века в Тамбовском Александринском институте работал пианист и композитор Ф. Граверт — воспитанник Берлинской консерватории, ученик Ф. Листа. В Тамбове он написал оперу «Князь Серебряный» (по А.К. Толстому), клавир-автограф которой хранится в Тамбовском краеведческом музее. Гравертом созданы сочинения и других жанров.

Как композитор и собиратель фольклора, известен В.П. Прокунин (1848— 1910). Уроженец села Сосновка Тамбовской губернии, он является воспитанником Московской консерватории по классам Н.Г. Рубинштейна и П.И. Чайковского. В концертной практике пользовались успехом его романсы на стихи русских классиков. Прокуниным в содружестве с Лопатиным создан капитальный труд «Собрание русских народных лирических песен», в который вошло около 20 произведений, записанных на Тамбовщине.

Тамбовская земля стала местом становления творческой деятельности Александра Дмитриевича Кастальского (1856—1926) композитора, деятеля хоровой культуры и музыкальной фольклористики. В 1881—1884 годах он работал преподавателем «музыкальной части» Козловских железнодорожных мастерских (Мичуринск). Здесь он создал хор, оркестр, инструментальный квартет и руководил ими. В Козлове родились первые композиции музыканта — марши, вальсы, романсы, хоры. Создана опера «Мцыри» по Лермонтову на собственное либретто.

Значительный вклад в фольклористику внес хоровой дирижер и композитор Василий Михайлович Орлов (1858—1901). Во время пребывания на Тамбовщине в конце 80-х годов прошлого века он записал около 200 народных песен. 18 из них были опубликованы в 1890 году. Большая часть собранного вышла в 1949—50 годах в трех сборниках «Русские народные песни, записанные в Тамбовской области».

Орлов — автор детских опер, хоров, романсов, духовных сочинений.

Своеобразна творческая деятельность A.В. Анохина (1869—1931), исследователя Алтая, поэта, композитора и педагога. На Алтае он записал свыше 500 народных песен, на основе которых создал поэму «Хан-Эрлик», ораторию «Талалай-Хан», музыкальную сюиту для хора и оркестра «Хан-Алтай». А.В. Анохин, автор около ста музыкальных произведений, уроженец села Правые Ламки Сосновского района.

На композиторском поприще известен педагог-вокалист и дирижер, профессор B.И. Садовников (1886—1964). Уроженец села Шульгине Тамбовской губернии, учился в Тамбовском учительском институте. В 1905—1911 годах Садовников — студент Московской консерватории по классу пения Мазетти, а затем по классу композиции у С.И. Танеева и А.А. Ильинского. Завершает курс у Г.М. Глиэра в 1914 году. Музыкант создал детскую оперу «У царевны Динь», кантаты «В.И. Ленин», «15 лет Октября», «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», вокально-симфоническую поэму «Москва за нами». Ему принадлежит несколько десятков хоров, вокальных ансамблей, романсов, песен, обработок народных песен.

Автором сочинений для скрипки проявил себя заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения, профессор К.Г. Мострас (1883—1965), Он родился в селе Арженка, близ Тамбова. Крупнейший ученый заложил основы развития советской скрипичной педагогики и современной теории скрипичного исполнительства. Свыше 40 лет он вел работу в Московской консерватории и институте им. Гнесиных. Мострасу принадлежит свыше 400 переложений, обработок и редакций пьес, замечательных концертных транскрипций. Он автор «Татарской сюиты», сборников этюдов и каприсов для скрипки. Его «Речитатив и токката» являлись обязательным сочинением на Первом международном конкурсе им. Чайковского в Москве.

Известна композиторская деятельность А.Ф. Пащенко и П.Н. Богданова. Заслуженный деятель искусств РСФСР А.Ф. Пащенко (1883—1972) — уроженец г. Ростова-на-Дону. В 1907—1909 годах был помощником редактора журнала «Баян», издававшегося в Тамбове. В нотном приложении к нему начинающий композитор опубликовал ряд своих сочинений и обработок народных песен для хора. В последующем выпускник Петроградской консерватории по классу композиции М.О. Штейнберга (1917 г.) вошел в историю музыки как автор многих произведений, в том число 17 опер, 15 симфоний, ряда ораторий, концертов.

П.Н. Бигдаш-Богдашев (1877—1975) — дирижер-хормейстер и общественный деятель родился в г. Острог Каменец-Подольской обл. За годы жизни в Тамбове (1902—1918, 1920—1921) вел большую музыкально-просветительскую работу — организовал и руководил рабочими и сельскими народными хорами в Тамбове, Моршанске, Кирсанове, Борисоглебске и ряде уездов, дал с ними более 1500 концертов. Он организовал в губернском центре бесплатный хоровой класс (школу) и нотную библиотеку при нем (1906 г.), хоровое общество (1915 г.), был издателем-редактором первого в России провинциального ежемесячного музыкального журнала с нотным приложением «Баян» (1907—1909).

Богдашев-композитор создал оперетту «Деревенская вдова» (на народной основе), хоровые сочинения: «Песня экскурсантов», «Воля коллектива», «Песня хлебу», «Величальная Климу Ворошилову» и др. Ему принадлежит большое число обработок и переложений для хора русских, украинских и других народных песен.

Богдашев записал несколько народных песен тамбовщины, составил библиографию песен этого края.

В 1906—1922 годах, с небольшим перерывом, в Тамбове работал композитор и хоровой дирижер, заслуженный деятель искусств РСФСР Д.С. Васильев-Буглай (1888-1956).

С Тамбовом связано имя П.Н. Триодина (1887—1950). Врач и композитор, он вошел в историю музыки как один из авторов первых советских опер; создал ряд симфоний, концерт для фортепиано и другое.

Уроженцем Тамбова, является композитор С.И. Потоцкий (1883—1958), названный критикой «волшебником киномузыки». В Тамбове работали В.И. Агапкин (1884—1964) — автор марша «Прощание славянки» и И.А. Шатров (1885—1952) — создатель вальса «На сопках Маньчжурии».

Великий Октябрь открыл путь широкого приобщения к искусству миллионам людей, помог раскрыть их творческие способности. Это позволило композитору Г.А. Сметанину (1894—1952) создать в 1923 году в Тамбовском музыкальном техникуме творческий кружок, работавший почти два десятилетия. В нем получили знания основ композиции будущие композиторы: В.В. Желобинский, Г.А. Мушель, Н.П. Чаплыгин. Добрый десяток кружковцев знакомил тамбовчан со своими сочинениями — А. Румянцев, А. Архангельская, М. Сосновская, В. Покровский, О. Карышева, В. Хохлов, Н. Бабичев и другие.

5 октября 1935 года в музтехникуме было открыто композиторское отделение. Его окончили: Н. Емельянова и Л. Лихачев.

Замечательным мастером проявил себя тамбовчанин П.П. Вальдгардт 1904— 1978). Воспитанник Ленинградской консерватории по классу композиции М.О. Штейнберга и дирижирования Н.А. Малько, он работал с оркестрами в ряде городов. Вальдгардт, наряду с сочинением произведений в традиционных жанрах, написал детскую оперу «Путешествие в голубой Эдем» (по сказке Дж. Родари), детские оперетты «Колосок», «Кошкин дом», нашедшие признание у зрителей-слушателей.

Многое сделал в развитии музыкальной культуры Ф.М. Кадичев (1884— 1942), работавший в Тамбовском музучилище.

В 1938—1952 годах в Тамбове функционировало местное отделение Союза советских композиторов. (председатель Г.А. Сметанин). Оно популяризировало творчество тамбовских авторов: Л. Когана, А. Полторацкого, Н. Емельяновой, А. Кессельмана, Н. Ефремова, В. Громова и других.

Примечательно творчество А.С. Кессельмана (1899—1976) — воспитанника Петроградской консерватории по классу композиции А.Ф. Штейна. С 1937 года и до конца жизни он работал заведующим музыкальной частью Тамбовского драмтеатра им. Луначарского. Композитором создана музыка более, чем к 200 спектаклям. Среди них «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Маскарад», «Молодая гвардия». Им написана музыка к спектаклям кукольного театра, много песен.

Музыковед и композитор Н.Н. Емельянова является автором детской оперы «Сказка о царе Салтане», кантаты «Буревестник» (по А.М. Горькому), двух струнных квартетов, сюиты для струнного квартета и сюиты для двух фортепиано, более 50 песен и романсов.

Известно имя врача и композитора К.К. Верещагина из Мичуринска. Музыкальная деятельность его развернулась в 30-е годы. Верещагин создал произведения для симфонического и народного оркестров, инструментальных ансамблей, песни и романсы. Среди них — «Колхозная сюита», «Вариации на народные песни Тамбовской области», струнное и фортепианное трио, скрипичная соната.

В 1945—1951 годах в Тамбовском музучилище работал В.Ф. Вержбицкий. В 1926 году он окончил музыкальную академию в Загребе, затем был дирижером и преподавателем в Албании и Италии. С 1945 г. жил в СССР. В Тамбове, помимо ведения педагогической работы, являлся дирижером хора областной филармонии. Он автор оркестровых произведений, песен, хоров.

В 50-е годы на композиторском поприще заявили о себе В. Кирин, Т. Салютринская, Ю. Гурьев, ставшие членами Московской композиторской организации.

В Тамбове раскрылся талант: И.А. Патюткова, Ю.П. Попова, Н.К. Боголюбова, С.Н. Победоносцева.

Значительный вклад в музыкальную культуру Тамбовщины внес И.А. Патютков (1909—1985) — педагог музучилища по классу баяна. Ему принадлежит около трехсот песен и хоров, этюдов, полек, вальсов, обработок народных мелодий для баяна. Более 70 из них опубликованы.

Ю.П. Попов — автор симфонии, симфонической поэмы «Данко» (по Горькому), сонаты, прелюдий, этюдов для фортепиано, фантазии для 2-х фортепиано, вокально-хоровых и инструментальных пьес, музыки к спектаклям Тамбовского театра кукол. Им создано большое число переложений и аранжировок для камерного оркестра.

Творчество С.Н. Победоносцева — преподавателя педагогического училища им. Ушинского разнообразно в жанровом отношении. Им написаны симфонические, камерно-инструментальные и вокальные сочинения, хоры. Среди них сюита для камерного оркестра, фортепианный и скрипичный концерты, струнный квартет, сонаты для фортепиано, циклы романсов и песни.

В 60-е годы в нашем крае раскрылось творчество В.А. Симонова, Л.Н. Толмачева, Л.Л. Казанкова, Л.Ф. Ворошилова, Р.М. Лукьяновского.

С 1968 года по 1975 год в Тамбовском филиале Московского государственного института культуры и музыкальном училище работал В.А. Симонов. Выпускник композиторского факультета Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных по классу Н.И. Пейко, он создал симфонию, кантату «Москва», концерты для виолончели, скрипки, баяна с оркестром, детскую оперу «Кошкин дом», прелюдии и сюиты для фортепиано, инструментальные пьесы. В Тамбове композитор написал хоровую поэму «Моя родина» на стихи Р. Бернса, фортепианную сюиту «Детская», музыку к спектаклям театра им. Луначарского, ряд песен и романсов.

Разнопланово творчество В.П. Осадчего — педагога Тамбовского музыкального училища. Он — выпускник Киевской консерватории по классу композиции профессора, Героя Социалистического Труда Б.Н. Лятошинского. Им написаны симфоническая поэма «Обелиски», «Элегия» для струнного оркестра, симфоническая пьеса «Серенада», увертюра «Юность», «Парафраз Октябрь» для духового оркестра, «Скоморохи» и «Ретро-вальс» для народного оркестра, эстрадная музыка, песни и хоры.

Более 30 лет занимается музыкальным творчеством Л.Ф. Ворошилов — преподаватель автотранспортного техникума. Им созданы симфоническая поэма «Октябрь 17-го года», симфоническая картина — «Куликовская битва», опера «Я пришел к вам дать волю» (по одноименному роману В. Шукшина», музыкально-поэтическое действие «В конце войны», оратория «Цветы на граните» на стихи И. Кучина, для симфонического оркестра, хора и чтеца в семи частях, концерт для фортепиано, пьесы для различных инструментов и вокально-хоровые сочинения.

Композиторские интересы Л.Л. Казанкова, преподавателя кооперативного техникума, сосредоточены на вокально-хоровой музыке.

Более 100 сочинений в творческом багаже О.И. Егоровой-Шелеховой — преподавателя культурно-просветительного училища.

В 70—80 гг. на всесоюзной орбите композиторского искусства зазвучали имена новых членов Союза композиторов СССР: Е. Земцова, И. Рехина, В. Златогорского — воспитанников Тамбовского музучилища, проявивших себя в различных жанрах музыки. Имена О. Куценко, Ю. Чернавского, А. Пескова утверждаются в эстрадной музыке.

С Тамбовским краем связали свою музыкально-педагогическую и композиторскую деятельность С. Бирюкова, Н. Лисин, А. Нешко, В. Самойлов и ряд других.

Настоящий буклет знакомит с именами композиторов, внесших значительный вклад в развитие музыкальной культуры.

В областном краеведческом музее и музее истории музыкального училища им. С.В. Рахманинова хранятся материалы, рассказывающие о жизни и творчестве композиторов Тамбовщины.

О. КАЗЬМИН.

Иван Иванович Дзержинский (1909-1978)
Василий Иванович Агапкин (1884-1964)
Илий Алексеевич Шатров (1885-1952)
Валерий Викторович Желобинский (1913-1946)
Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)
Георгий Александрович Мушель (1909-1989)
Дмитрий Степанович Васильев-Буглай (1888-1956)
Григорий Александрович Сметанин (1894-1952)
Юрий Николаевич Гурьев (1928-1997)
Фёдор Михайлович Кадичев (1884-1942)
Сергей Иванович Потоцкий (1883-1956)
Владимир Валентинович Дмитриев (1923-1979)
Сергей Васильевич Рахманинов (1873-1943)

Пресса и Интернет
Киевские ведомости — популярная украинская газета с приличным тиражом теперь доступна в Интернете. На сайте http://kvedomosti.com/ постоянно выкладываются свежие новости Украины и мира. Такой подход значительно расширяет аудиторию издания.


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives